Юрий Липкин: «Моя судьба – в построенных мостах»

Заслуженный транспортный строитель России, председатель совета директоров ЗАО «Институт Гипростроймост СанктПетербург» ЮРИЙ ЛИПКИН является не только талантливым инженероммостостроителем и проектировщиком десятков мостов, но и успешным организатором. Под его руководством коллективу проектного института удалось с наименьшими потерями преодолеть трудный этап конца восьмидесятых – начала девяностых годов и найти свою нишу на российском и зарубежном строительном рынке.
ПД Юрий Павлович, на страницах нашего журнала выступают руководители и топ-менеджеры предприятий из самых различных отраслей экономики. Хотелось бы, чтобы вы рассказали об особенностях работы директора проектного института. Какие задачи приходится решать? Какие вопросы стоят на повестке дня?
– Ни для кого из читателей, вероятно, не является секретом, что в настоящее время строительная отрасль развивается в России очень бурно. Этот строительный бум не мог не затронуть и мостостроение. Наш институт занимается архитектурным и строительным проектированием железнодорожных, автодорожных и городских мостов, а также путепроводов, тоннелей и транспортных развязок. Думается, что в работе руководителей любых предприятий много общего, вне зависимости от сферы экономики. Важно завоевать свою нишу на рынке, укреплять и поддерживать деловую репутацию. Каждая коммерческая организация стремится к увеличению количества заказов, объема выполняемых работ, к постоянному улучшению финансовых показателей. У института есть основания для оптимизма. В 2006 году наш доход составил 250 млн руб. В 2007 году эта цифра выросла до 484 млн. В 2008 году мы ожидаем повышения прибыли до 600 млн руб. Нашему коллективу доверяют выполнение амбициозных, технически сложных проектов, которые вызывают большой интерес общественности и профессионального сообщества. В качестве примера хотелось бы рассказать о гигантских вантовых мостах… ПД Что означает термин «вантовый мост»? – Вантовые мосты – это один из видов более широкого класса: подвесных мостов, среди которых наиболее распространенными являются висячие мосты. Особенно много висячих мостов сооружают в горной местности: над речками, каньонами и расщелинами. Однако у подобных конструкций есть существенный недостаток: практически невозможно обеспечить достаточную их устойчивость, необходимую для прохождения железнодорожного и автомобильного транспорта. По этой причине такие мосты обычно используются в качестве пешеходных. В классических висячих мостах дорожное полотно крепится на вертикальные тросы, соединенные с протянутыми по всей длине конструкции основными несущими тросами. В вантовых мостах применена другая статическая конструкция: стальные тросы (ванты) располагаются наклонно и соединяют пролетную часть со специальными опорами (пилонами). Благодаря этому удается достичь оптимального сочетания казалось бы взаимоисключающих качеств: жесткости, устойчивости и сейсмостойкости, что предполагает достаточную гибкость. Вантовые мосты успешно используются и в качестве железнодорожных, и в качестве автомобильных. В январе 2001 года наш институт стал генеральным проектировщиком Большого Обуховского моста – крупнейшего в России двухпилонного вантового моста. Его первая очередь была открыта в декабре 2004 го да, вторая – в мае 2007 года. На сегодняшний день это единственный неразводной мост через Неву, который обеспечивает круглосуточное судоходство. Высота пролетной части над поверхностью воды (подмостовой судовой габарит) составляет 30 м. Общая длина моста – 995 м, длина среднего пролета – 382 м. Одной из интересных особенностей этой конструкции является применение особых вантов, созданных в соответствии со специальной швейцарской технологией. Каждый вант формировался непосредственно в процессе сооружения моста из последовательно натягиваемых прядей (металлических тросов), общая длина которых составила 900 км. Эта оригинальная, многообещающая технология ранее не применялась на территории России. ПД В настоящее время важнейшим проектом вашего института является сооружение двух вантовых мостов во Владивостоке. Как продвигается эта работа? – Вся проектная документация уже одобрена государственными инстанциями. Начинается самый интересный этап: строительство. Как известно, летом 2012 года во Владивостоке пройдет саммит глав государств азиатско-тихоокеанского региона. В Россию съедутся сорок семь первых лиц из США, Канады, Китая, Японии, Австралии и других стран. К этому времени в городе должны быть введены в эксплуатацию два гигантских мостовых перехода. Главный пролет моста через бухту Золотой Рог составит 737 м, а моста через пролив Босфор Восточный на остров Русский – 1100 м. Последняя цифра, кстати, является мировым рекордом. Таких мостов еще никто не проектировал и не строил. ПД Существует ли потребность в таких гигантских мостах? – Для Владивостока подобные мосты являются насущной необходимостью. Нужно преодолеть большие расстояния «в один прыжок», без строительства мостовых опор в бухте Золотой Рог и в проливе Босфор Восточный. ПД Мостовые опоры могли бы помешать судоходству? – Там невозможно возводить мостовые опоры. Это бы не только помешало судоходству, но и существенно затруднило деятельность Первомайского судоремонтного завода, Владивостокского пассажирского порта, частей Военно-морского флота. Судоходство в городе очень интенсивное. В день по бухте Золотой Рог проходит до 800 судов различных размеров. Подмостовой габарит сооружаемых мостов составит семьдесят метров, что позволит беспрепятственно проходить под ними океанским судам. ПД Роль инженера-проектировщика не заканчивается после составления проектной документации? – Самая интересная и сложная работа начинается для нас именно на этапе строительства. Создать удачный проект моста – это только полдела. Самое главное – воплотить его в жизнь. Работу строителей и проектировщиков на стройплощадке можно сравнить с взаимодействием режиссера и актера во время создания фильма или театрального спектакля. Проектировщик – это режиссер на стройке, именно он определяет не только внешние параметры объекта, но и технологию проведения работ. Строитель – это актер, исполнитель воли режиссера. Воплощая «режиссерский» замысел, он может проявить свое мастерство, свою индивидуальность. И мне, и моим коллегам приходится проводить много времени на строительных площадках, на сооружении наших объектов. Хочу вам сказать, что недостроенный мост таит в себе множество неожиданностей и даже опасностей. ПД А что может произойти с недостроенным мостом? – Даже незначительное нарушение проектных предписаний и строительной технологии может привести к трагедии – обрушению конструкции. Представьте себе такую ситуацию: соединения мостового полотна с опорами еще не до конца построены, а по мосту уже движется техника, подвозятся стройматериалы… Здесь нужно действовать очень осторожно и осмотрительно. Расчетная схема недостроенного моста принципиально отличается от «поведения» завершенного объекта. Например, пилон высотой 60 м реагирует на природные воздействия иначе, чем пилон высотой 120 м. Ситуацию необходимо анализировать ежедневно, каждый новый смонтированный элемент требует проведения новых расчетов. Скажем, пилоны уже возведены, а ванты на них еще не укреплены. Как будет реагировать конструкция? Каждый новый установленный вант изменяет статические характеристики моста. ПД В этой ситуации взаимодействие проектировщиков и строителей особенно важно… – Да, рождение моста – очень интересное и сложное дело. Строители и проектировщики зависят друг от друга. Случаются ситуации, когда разумный проект страдает от ошибок исполнителей, или, наоборот, строителям приходиться исправлять недоработки проектировщиков. Специфика работы такова, что взаимодействие проектных и строительных организаций при возведении объектов не может быть гладким и беспроблемным. Возникают и споры, и недоразумения, и взаимные претензии… Однако в первую очередь вспоминаются взаимная помощь и поддержка. «Мостовое братство» – это не пустые слова! Проектировщики и строители делают одно общее дело, можно сказать, скованы одной цепью. Часто над проектированием одного объекта работают несколько институтов. Конечно, в условиях рыночной экономики эти организации конкурируют друг с другом, ведут борьбу за выгодные заказы, за расширение своего влияния… Слава богу, в мостостроении конкурентная борьба, как правило, ведется честно. Мы конкурируем друг с другом, но мы и помогаем друг другу. Круг проектировщиков-мостостроителей весьма узок. Я имею ввиду не только Россию, но и весь мир. Соблюдение моральных и этических норм, взаимное уважение являются совершенно естественными в отношениях между коллегами. Мостостроение – это не только бизнес, но и древнее искусство. Творческие люди заинтересованы в сотрудничестве, в обмене идеями, технологиями, в продвижении передового опыта. ПД Ваш институт проектирует объекты не только в России, но и за ее пределами? – Важной вехой в наших международных контактах стало проектирование моста через реку Даугава в Риге. Как известно, Латвия является частью Европейского Союза, который предъявляет весьма жесткие требования ко всем возводимым объектам. В странах ЕС действует единая система строительных, в том числе и мостостроительных нормативов. Получение заказа на сооружение моста через Даугаву стало для института своеобразным «пригласительным билетом» на работу в государствах Европейского Союза. Несколько лет назад в Риге открылся филиал нашего института, который выполняет проектные заказы в странах Балтии. Наши заказчики знают, что ЗАО «Институт Гипростроймост Санкт-Петербург» может работать в соответствии с европейскими нормами и требованиями. Строительство моста через Даугаву велось в течение трех лет. В этом году объект должен быть сдан в эксплуатацию. Это второй балочный сталежелезобетонный мост в Европе, сооруженный по технологии Extra Dosed, которая позволяет очень экономно расходовать металл (230 кг на 1 м2 пролетного строения). Мне очень приятно, что мост через Даугаву был тепло принят рижанами, его уже называют одним из символов города. У меня в кабинете хранится целая пачка статей из латвийских газет и журналов, где подробно и весьма благожелательно освещается ход строительства. Почему работа в странах Балтии является такой важной? Эти государства были приняты в Европейский Союз сравнительно недавно. В настоящее время во всех трех прибалтийских республиках осуществляются масштабные инфраструктурные проекты, которые интенсивно финансируются из общеевропейской кассы. Для российского бизнеса целе- сообразно активно участвовать в этих процессах, развивать традиционные контакты и приобретать новые. В 2005 году был открыт спроектированный нашим институтом мост через реку Ишим в новой столице Казахстана Астане. Он расположен напротив президентского дворца, в самом центре города. Строительство г. Астаны велось практически с чистого листа. Глава государства Нурсултан Назарбаев привлек в Казахстан лучших архитекторов и проектировщиков со всего мира. Мне очень приятно, что в их числе оказались и сотрудники нашего института, что мы внесли свою лепту в преобразование одного из самых динамично развивающихся городов Азии. ПД Какие качества инженера-проектировщика вы считает наиболее важными? – Важнейшие качества – это творческий подход к делу, оригинальность мышления. Я являюсь председателем государственной экзаменационной комиссии СанктПетербургского университета путей сообщения. Большинство сотрудников нашего института окончили факультет мостов и тоннелей этого учебного заведения. Не каждого студента или выпускника мне хочется принимать к нам на работу… Важно, чтобы молодой человек понимал конструкцию моста, задумывался над ее совершенствованием – тогда у него есть шанс стать настоящим проектировщиком! Общаясь со студентами и выпускниками, я всегда задаю им нестандартные вопросы, спрашиваю о том, что не описано в учебниках, о чем не говорилось на лекциях и практических занятиях. В инженерном и конструкторском деле невозможно все выучить наизусть. Существует множество вещей, до которых проектировщик может додуматься только своей головой, здесь не помогут справочники или самые сложные компьютерные программы. Огромное значение имеет интуиция, «чувство моста», но и ее тоже можно развивать! Студентам трудно сдавать мне выпускные экзамены: я ожидаю от выпускников способности самостоятельно, грамотно и творчески дать оценку любому мостовому переходу. Новоиспеченный инженер должен уметь проанализировать все возможные изменения в проекте моста. Что произойдет, если избрать другую конструкцию опор, пилонов или вантовых подвесок? Какие технические решения возможны, а от каких лучше отказаться? Проектировщикам приходится решать самые разные задачи. Например, Большой Обуховский мост через Неву был построен в два этапа. Он представляет собой два параллельных моста, которые расположены на близком расстоянии друг от друга. Такая конструкция потребовала проведения множества специальных аэродинамических исследований и расчетов. Воздушный вихрь, обогнув первый мост, может представлять для второго существенную опасность. Кроме того, в подобном сооружении по-другому проявляют себя резонансные явления. Для проектировщика огромное значение имеют прочные знания по фундаментальным наукам: математике и физике. Изучение строительных материалов и технологий невозможно без знания химии. Совместная работа с архитекторами предполагает познания в архитектуре. Кроме того, мостостроитель должен понимать экономические особенности отрасли, технологию организации работ. Нужны специалисты широкого профиля. ПД Для руководителя любой организации важнейшими задачами являются подбор и мотивация персонала. Как решаются эти проблемы на вашем предприятии? – Откровенно скажу, что вопрос кадров продолжает стоять весьма остро. В России не хватает квалифицированных проектировщиковмостовиков. Мы находимся в постоянном поиске. Большинство новых сотрудников – это юноши и девушки, выпускники факультета мостов и тоннелей Санкт-Петербургского университета путей сообщения. Мы также принимаем на работу квалифицированных специалистов из других городов. В настоящее время в отрасли идет борьба за молодые квалифицированные кадры. Каждая проектная организация старается предложить выпускникам наилучшие условия работы. ПД В чем причина кадрового голода? – К сожалению, инженерные профессии в России все еще недостаточно престижны. Среди выпускников средних школ гораздо большей популярностью пользуются специальности «экономист» и «юрист». Многие молодые люди стремятся получить управленческие навыки, хотят руководить другими… В нашей сфере тоже можно сделать карьеру, заниматься руководящей работой. Однако в первую очередь человек должен быть хорошим специалистом. И в проектировании, и в мостостроении невозможно стать успешным руководителем, менеджером, не имея опыта работы на конкретных объектах. ПД А почему выпускники средних школ не стремятся учиться на инженерных специальностях? – Еще сильны отголоски экономической ситуации 1980-х и 1990-х годов. К сожалению, в названный период материальное положение ученых, инженеров, научно-технических специалистов резко ухудшилось, их статус в обществе стал очень низким… Само слово «инженер» превратилось в синоним нищеты, беспросветности, бесперспективности. Многие люди были вынуждены оставить инженерные и научные специальности и заняться неквалифицированным трудом, например, торговать на рынке. Многие уехали за рубеж. В нашем институте с конца 1980-х до середины 1990-х годов ежегодно сокращалось количество сотрудников. Коллектив уменьшился со 110 до 70 человек. Люди уходили на пенсию, а притока молодежи практически не было. Однако с середины 1990-х годов ситуация начала улучшаться, а первые годы нового тысячелетия стали для акционерного общества очень успешными. Сейчас у нас работают 170 специалистов, и коллектив увеличивается с каждым годом. Средний возраст сотрудников составляет менее сорока лет. Любой посетитель нашей организации обратит внимание, как много у нас молодых лиц! Для десятков недавних студентов компания стала первым в их жизни рабочим местом. Я считаю, что долг средств массовой информации – показать важность и перспективность инженерных профессий. Такие специалисты нужны стране, в настоящее время в России появляется все больше высокооплачиваемых рабочих мест для ученых, инженеров, проектировщиков. Многие молодые люди, а также их родители еще не осознали этих изменившихся реалий. ПД Какие усилия предпринимает институт, чтобы талантливые выпускники вузов работали именно у вас? – Одним из важнейших факторов при трудоустройстве является размер оплаты труда. На сегодняшний день заработная плата практически всех сотрудников института существенно превышает среднюю в Санкт-Петербурге. Для нас очень важно, чтобы заработок проектировщиков был сопоставим с аналогичным показателемв странах Европейского Союза. Однако зарплата не является единственным фактором, важным для работника. Большое значение имеет сплоченность коллектива, корпоративный дух. Людям должно быть приятно ходить на работу. Мне думается, что к нашим успехам можно отнести хорошую организацию питания. Это отмечают и сотрудники, и деловые партнеры, и гости компании. На голодный желудок мосты проектировать невозможно, поэтому к данному вопросу мы подошли со всей серьезностью. Когда в 2000 году мы приобрели собственное здание, то сразу же открыли кафе. Сейчас в нем работают шесть человек во главе с бессменным шеф-поваром Либвановым Вадимом Витальевичем. Готовят с душой, по-домашнему. Питание для всех сотрудников бесплатное. В кафе отмечаются праздники, юбилеи, дни рождения. Это одно из самых любимых мест работников нашего института. Сюда можно прийти не только в обеденный перерыв, но и после работы или в праздничный день, пообщаться с коллегами в приятной обстановке. Кроме того, у нас достаточно обширный социальный пакет, который включает оплату санаторно-курортного лечения для сотрудников и членов их семей, а также другие ежегодные выплаты для организации полноценного отдыха. Мы компенсируем сотрудникам затраты на посещение бассейнов и фитнес-клубов, оказываем поддержку институтским командам – футбольной и волейбольной, организуем многочисленные спортивные и культурно-массовые мероприятия. Для руководителя предприятия очень важно, чтобы сотрудники занимались спортом, вели здоровый образ жизни. Работа проектировщика требует значительной стрессоустойчивости, способности к сверхурочной работе, к большим нагрузкам. Физически здоровые, спортивные люди, как правило, лучше справляются с этим, работают более эффективно. Разумеется, мы всегда оказываем финансовое содействие сотрудникам, если они или члены их семей нуждаются в платной медицинской помощи. Компания приобретает квартиры для особо ценных иногородних специалистов, нуждающихся в жилье. Кроме того, мы выделяем значительные суммы в качестве беспроцентных ссуд на потребительские цели. На эти деньги можно, например, купить новый автомобиль или сделать ремонт в квартире. Думается, что такая поддержка весьма своевременна, учитывая большие проценты при получении ссуд в коммерческих банках. В институте еще с советских времен активно работает профсоюзный комитет. Для меня как работодателя, председателя совета директоров, взаимодействие с профкомом очень ценно. Такое сотрудничество позволяет держать руку на пульсе, понимать интересы людей, их заботы и проблемы. ПД Юрий Павлович, насколько сильна конкуренция в вашем сегменте рынка? Какие усилия вы предпринимаете, чтобы обогнать своих конкурентов? – Рынок строительного проектирования – сфера довольно специфическая. В нынешних российских условиях, по моему мнению, сложно говорить о конкуренции. Сейчас страна переживает строительный бум. Наша организация является одной из ведущих отечественных компаний по проектированию мостов, тоннелей, эстакад и путепроводов. Мы не можем пожаловаться на недостаток заказов. Насколько мне известно, коллеги из других проектных институтов тоже не бедствуют… ПД Вы нарисовали просто радужную картину… Об отсутствии конкуренции в своей сфере может мечтать любой директор… – Российский строительный бум имеет и свои теневые стороны. В нашей стране еще не создана общенациональная система мониторинга качества строительных работ. Давайте не будем обманывать самих себя. В России уже научились проектировать и строить уникальные объекты, но общее качество строительных работ все еще оставляет желать лучшего. Мне не хотелось бы выступать с какими-то обвинениями в адрес коллег, но проблема состоит в том, что в нашей стране допустимо построить дорогу или какой-либо объект транспортной инфраструктуры не вполне качественно… Водители будут ездить и ругаться, а строительная организация, которая не выполнила свои обязательства, может вновь выиграть тендер и приступить к работе над очередным объектом. Такая же ситуация сложилась и в проектной сфере. Новые заказы не всегда подразумевают успешное выполнение предыдущих работ. ПД Как можно исправить эту ситуацию? – В странах Европейского Союза создана независимая система контроля качества возводимых строительных объектов. Любая ошибка при проектировании или строительстве, любые недочеты, которые были выявлены в процессе возведения объекта или при его дальнейшей эксплуатации, существенно осложняют борьбу строительных и проектных фирм за дальнейшие заказы… В России сейчас работы хватает на всех. Однако такая ситуация не может продолжаться вечно. Я убежден, что нам необходимо усиливать контроль качества строительства, стремиться к большей прозрачности условий строительных конкурсов. Особенно актуально это для объектов, которые возводятся на бюджетные средства. Каждый гражданин России должен быть уверен, что его налоги расходуются наиболее рациональным образом. Только независимая общенациональная система мониторинга качества строительных работ поможет выявить «черных овец» на строительном рынке. Это пойдет на пользу всем. ПД За счет чего ваша компания рассчитывает удержать свои позиции на рынке, когда строительный бум пойдет на спад? В чем заключаются ее конкурентные преимущества? – Раскрою вам небольшой секрет: главный капитал нашего института – это молодые специалисты, которые пришли к нам работать сразу же после получения диплома о высшем образовании. В основном это выпускники питерских вузов. Мы не стремимся переманивать кадры у других предприятий. Наибольшую ценность для компании представляют именно молодые люди без опыта работы. Этим ребятам мы можем передать свои ноу-хау, подготовить достойных специалистов. Переучивать взрослых людей гораздо сложнее, чем работать с молодежью. Одним из важнейших конкурентных преимуществ ЗАО «Институт Гипростроймост – СанктПетербург» является разумная кадровая и молодежная политика. Еще одна составляющая нашего успеха – наличие отдела расчетов, которым с 1998 года руководит известный ученый, доктор технических наук Владимир Исаевич Сливкер. Многие проектные организации не имеют соответствующего отдела, всеми расчетами занимаются сами инженеры-проектировщики. При создании типовых объектов такая практика вполне разумна, однако при работе над сложными, необычными, уникальными сооружениями не обойтись без расчетного отдела. В проектировании, также как и во многих других сферах науки и техники, весьма важна специализация. Для инженера-проектировщика проведение расчетов является только частью его работы, одним из этапов процесса, в то время как для специалистов-расчетчиков эта деятельность – профильная, основная. Мы наладили успешное творческое взаимодействие расчетчиков и проектировщиков. ПД Как вы считаете, любой человек, имеющий хорошую профессиональную подготовку, может руководить предприятием? – Нет, руководителем может стать далеко не каждый. Важна не только профессиональная подготовка в своей сфере, но и умение находить общий язык с самыми разными людьми: с собственным коллективом, с деловыми партнерами, с представителями властей. Директор должен быть очень ответственным человеком, всегда помнить о том, что от его действийзависит благополучие компании. В начале 1990-х годов проектных заказов было совсем мало. В то время директора испытывали гигантские нервные нагрузки. Постоянно стоял вопрос: из каких средств выплачивать людям зарплату. Приходилось заниматься и непрофильной деятельностью. Однажды нам удалось обнаружить в одном из сибирских регионов неиспользуемый, заржавевший нефтепровод. Мы получили разрешение на его демонтаж. Нашли покупателя в Голландии, который был заинтересован в приобретении металлолома. Оставалась одна загвоздка: разрешение на вывоз металла должен был дать комитет по внешним связям мэрии… ПД В то время эту организацию возглавлял В.В. Путин? – Да, я пришел к нему на прием и честно сказал, что мне жизненно необходимо провести эту экспортную операцию, поскольку, если разрешение не будет получено, сотрудники проектного института останутся без зарплаты. Других возможностей заработать тогда не было. Владимир Владимирович не стал откладывать дело в долгий ящик, при мне изучил все документы и дал добро… Разумеется, в сегодняшних условиях председателю совета директоров или генеральному директору проектной организации уже не приходится заниматься экспортом металлолома… Однако нынешние задачи – не менее сложные и значимые. Мы должны учиться конкурировать с ведущими зарубежными проектными институтами, выходить на мировой рынок. Работа руководителя не может быть легкой и рутинной. ПД Директор – это профессия, должность или призвание? – Директор – это судьба. ПД Что вы считаете самым важным в руководстве коллективом? – Руководителю необходимо совмещать мягкость и жесткость, требовательность и терпимость, уверенность в себе и внимательное отношение к другим. Нужно уметь прислушиваться к чужим мнениям, слышать не только себя. Директор не должен быть эгоистом. ПД Как строится ваша маркетинговая политика? – Маркетинговая политика для проектного института подразумевает борьбу за выгодные заказы. Однако, говоря о выгоде, стоит уточнить, что речь идет не только о финансовой стороне вопроса… Для нашего института принципиально важно, чтобы выполняемые работы способствовали его развитию и научно-техническому прогрессу. Мы специализируемся на проектировании сложных, уникальных, оригинальных объектов. Именно такие заказы являются для нас наиболее интересными. Другой важной частью маркетинговой политики являются публикации наших сотрудников в научных журналах, участие в различных научных конференциях, форумах мостостроителей. Мы также поощряем педагогическую деятельность наших специалистов – многие из них преподают на факультете мостов и тоннелей СанктПетербургского государственного университета путей сообщения и в других высших учебных заведениях города. ПД Сколько часов в день вы работаете? – В будние дни я работаю много, по 11–12 часов в день, а в субботу и воскресенье стараюсь забыть обо всех неотложных делах и по-настоящему отдохнуть. Мне кажется, что два выходных дня в неделю человеку просто необходимы. Рабочий день в офисе обычно начинается в 8.30, 30% времени занимает изучение различных документов (технические проекты, договоры с подрядчиками, новые нормативные акты и т. д.), 15% уходит на телефонные переговоры, 10–15% – на совещания, и почти 50% – на различные встречи и прием посетителей. Каждый сотрудник компании может прийти ко мне в любое время. ПД Как вы отдыхаете? – Не могу сказать, что у меня есть какие-то особые хобби. Я стараюсь вести здоровый образ жизни, каждое утро делаю зарядку, раз в неделю посещаю бассейн. По выходным много времени провожу на природе. В любую погоду и в любое время года гуляю вдоль берега Финского залива. Люблю ездить на рыбалку, ходить по лесу, собирать грибы и ягоды. Отпуск провожу на даче или в санаториях и домах отдыха средней полосы России. Честно говоря, в дальние путешествия на отдыхе особо не тянет. Мне нравится вечером возвращаться с работы на общественном транспорте. Постоянно ездить на машине надоедает. Я отпускаю своего водителя, сажусь в метро, а потом долго-долго иду домой пешком… Это гораздо приятнее, чем стоять в питерских пробках. ПД Осенью 2008 года институт отмечает сорокалетний юбилей. Какие чувства вызывает у вас эта дата? – Сорок лет – это солидный возраст. В 1968 году было создано Ленинградское отделение Специального Конструкторского бюро Главмостостроя. Именно с этой даты ведет отсчет история нашей компании. Впоследствии неоднократно менялись названия, но суть работы оставалась прежней. Я пришел сюда в 1974 году в качестве главного инженера. С 1975 по 2006 год являлся руководителем коллектива (директором, генеральным директором). В настоящее время возглавляю совет директоров. Моя жизнь – это построенные мосты. Однако в 72 года не хочется подводить итоги. Еще есть много сил, энергии, планов… Мне очень приятно осознавать, что у нас работает дружный, спаянный коллектив. В современной России строят мосты и дороги, а значит, наш труд востребован, мы можем рассчитывать на новые интересные заказы.
Илья Бруштейн