В гармонии с технической мыслью

Автомобильные дороги, №09-2010

Архитектор Александр Малышев с 1998 года сотрудничает с ЗАО «Институт Гипростроймост – Санкт-Петербург». С 2007 года он является главным архитектором этого проектного института. В беседе с корреспондентом журнала «Автомобильные Дороги» Александр Евгеньевич рассказал о проектах последних лет, а также об особенностях работы архитектора в дорожно-строительной отрасли.

― Имена архитекторов прошлого ― авторов архитектурных решений знаменитых питерских мостов ― до сих пор остаются на слуху. О работе современных архитекторов мостовых переходов, тоннелей, набережных и автомобильных развязок известно гораздо меньше. Хотелось бы, чтобы наша беседа хотя бы немного восполнила этот пробел.

 

Деятельность архитектора в дорожно-строительной отрасли имеет свою специфику. Наша работа существенно отличается от работы архитекторов в сфере гражданского строительства. Например, архитектор, который занимается индивидуальным жилищным строительством, может проявить себя, используя дорогостоящие материалы, необычные архитектурные детали.

В дорожно-строительном комплексе архитекторы, как правило, поставлены в более жесткие рамки: на первый план выходит функциональность и экономичность проектируемых объектов. Вместе с тем, наша профессия тоже является очень интересной и творческой.

Архитекторы стремятся органично «вписать» дорожно-транспортные объекты в существующую городскую среду, придать им элегантный и запоминающийся силуэт. Мне думается, что самое главное в нашей профессии ― не забывать о тех людях, ради которых мы работаем, о тех, кто будет пользоваться мостами, тоннелями, автомобильными дорогами. Задача-максимум состоит в том, чтобы сделать окружающую среду более удобной, комфортной и, я бы сказал, уютной. Даже самые масштабные архитектурные объекты не должны «давить» на человека.

Новые технологии позволяют моделировать будущие транспортные комплексы. С 2009 года архитекторы Института «Гипростроймост – Санкт-Петербург» используют программу для визуализации автомобильных дорог и развязок KorFin. Эта программа позволяет подготовить визуализации проектных решений для того, чтобы иметь возможность лучше оценить их и выбрать оптимальный вариант. За прошедший год с помощью этой технологии нашими специалистами было выполнено более 15 различных проектов.  Среди этих проектов визуализации 40 км участка дороги в Сургуте с 4 транспортными развязками, визуализации проекта дороги 9 км в Великом Новгороде с 8 транспортными развязками, визуализация сложнейшего транспортного узла на Красногвардейской площади в Санкт-Петербурге и многие другие объекты.

― Вы в течение нескольких лет сотрудничали с ЗАО «Институт Гипростроймост ― Санкт-Петербург» в качестве свободного архитектора. В настоящее время Вы являетесь штатным сотрудником компании, её главным архитектором. Чем были вызваны эти изменения?

 

В 2007 году руководство Института приняло решение о создании архитектурной группы. Мне предложили стать её руководителем. Необходимость в создании такой группы продиктовала сама жизнь. Крупному проектному Институту, который занимается проектированием сложных, а нередко и уникальных сооружений, необходимо иметь своих собственных архитекторов. Сейчас в нашей группе работают четыре человека: Александр Малышев, Александр Беляев, Надежда Макеева, Алексей Горбунов.

В настоящее время ЗАО «Институт Гипростроймост ― Санкт-Петербург» предоставляет своим клиентам весь комплекс услуг, связанных с проектированием дорожно-строительных объектов. Разработка вариантов архитектурных решений проектируемых объектов также входит в число этих услуг.

Опыт показал, что штатным архитекторам легче взаимодействовать с проектировщиками, чем «свободным художникам».  Мы теперь и формально, и фактически являемся членами одной команды. Это очень важный момент: нам необходимо добиться гармонии технической мысли и архитектурных решений.

― Какие проекты последних лет были наиболее интересны для Вас?

 

В первую очередь хотелось бы сказать о проекте моста через бухту Золотой Рог во Владивостоке. Этот проект является на сегодняшний день наиболее масштабным для всей компании. Основная работа архитекторов проходила с конца 2005 года до конца 2006 года (в то время мои коллеги ещё не входили в штат Института).

Проект моста через бухту Золотой Рог стал удачным примером совместной работы проектировщиков и архитекторов. Обращает на себя внимание оригинальная форма пилонов этого моста. Они напоминают букву «V». Кроме того,  предусмотрена уникальная система динамической ночной подсветки мостового перехода.

― Что такое «динамическая подсветка»?

 

Палитра цветов, а также интенсивность светового потока постоянно меняются. Фактически жители Владивостока и туристы каждую ночь смогут наблюдать световое шоу. Надо сказать, что динамическая подсветка активно применяется и в зарубежном мостостроении. Но такие изысканные световые решения и такая богатая световая палитра впервые в мире была разработана именно для Владивостока.

― Александр Евгеньевич, довольно часто в Ваших архитектурных проектах можно заметить фольклорные, этнографические мотивы. Это Ваш авторский стиль?

 

Всё зависит от конкретной задачи, которая ставится перед архитектором.  Недавно мы завершили работу над проектом архитектурного решения нового моста через реку Волхов в Новгороде Великом. Внешне мост напоминает корабль-ладью древних новгородцев.

Когда речь идёт об исторических центрах старинных городов, фольклорные мотивы вполне уместны. Их мы использовали, например, в проекте реконструкции набережной в Смоленске. Это тоже одна из недавних работ. Но всё должно быть в меру. Мы никогда не занимаемся излишним украшательством.

― Хотелось бы представить читателям Ваши работы в Туркмении. В этой стране довольно редко работают российские проектировщики и архитекторы.

 

Это действительно крупный и масштабный проект, который осуществляет в Туркмении питерская компания «Возрождение». Его полное название звучит так: «Проектирование и строительство в пределах г. Ашхабада и Ахалского велаята дорог, мостов, развязок и эстакад».

В соответствии с договором между ПО «Возрождение» и нашей компанией, ЗАО «Институт Гипростроймост ― Санкт-Петербург»  становится генеральным проектировщиком всех объектов и разрабатывает их архитектурную концепцию.

Архитектурная группа начала свою работу над туркменским заказом  в ноябре 2008 года.  В рамках этой беседы не представляется возможным представить все центральноазиатские объекты. Мне бы хотелось обратить внимание на наш проект реконструкции набережной реки Кара-Кум в Ашхабаде.

 

― Вы активно используете национальные туркменские мотивы в оформлении этой набережной. Оригинально смотрятся тканевые шатровые конструкции. В оформлении различных элементов присутствуют восьмиконечные звёзды.

 

Восьмиконечная звезда является одним из главных национальных туркменских символов. Мы используем этот символ в оформлении самых разных объектов. В частности, восьмиконечные звёзды украшают шумозащитные экраны на мостах и автомобильных развязках.

Вообще, наши архитекторы прикладывают все возможные усилия, что жители Туркмении приняли наши архитектурные решения, чтобы они воспринимали эту архитектуру как свою.

― Вам довелось побывать в Туркмении?

 

Да, у меня была поездка в Ашхабад. Город очень понравился. С архитектурной точки зрения он очень интересный. Для работы в своей столице руководство Туркмении приглашает ведущих архитекторов со всего мира.

― С архитектурной точки зрения Ваши проекты очень разноплановые. Расскажите, пожалуйста, о проектах в двух приволжских городах: Казани и Нижнем Новгороде.

 

В Казани был запроектирован кривой в плане пешеходный вантовый мост через озеро Средний Кабан. На этом озере находится база спортсменов-гребцов. Мост должен быть готов ко времени проведения Всемирной летней Универсиады 2013 года.

В Нижнем Новгороде был осуществлён проект реконструкции совмещённого моста через Волгу. При этом старый мост не был разобран, как это обычно происходит, а подвешен на новые вантовые пилоны. Такое решение сочетает инженерную и архитектурную новизну.

Подготовил Илья Бруштейн