Транспортный перспективы Калининграда

Олег Скорик
ДОРОГИ Инновации в строительстве
Декабрь/2013

ЗАО «Институт Гипростроймост —Санкт-Петербург» 23 декабря стал победителем конкурса на выполнение инженерных изысканий и разработку проектной документации по строительству съездов со «второй эстакады» и транспортной развязки на острове Октябрьский в г. Калининграде. Это пока первый и самый ответственный проект в рамках масштабного развития этой территории к предстоящему чемпионату мира по футболу 2018 года. От того, насколько грамотно и эффективно он будет выполнен, зависит перспектива дальнейшего развития всего острова. Проект очень значимый, но не единственный в портфеле калининградских заказов организации. На нашу просьбу об интервью любезно откликнулся заместитель генерального директора по проектированию ЗАО «Институт Гипростроймост — Санкт-Петербург» Олег Георгиевич Скорик.

 

— Олег Георгиевич, от всей души поздравляем вас с победой в конкурсе. Расскажите, пожалуйста, чуть подробнее об этом объекте.

— Этот городской мост через Старую и Новую Преголю — один из многих советских долгостроев, строительство которого осуществлялось с 1985 по 1992 и с 2006 по 2011 годы. Он проходит над Октябрьским островом, соединяя улицу 9 Апреля в правобережной части города Калининграда с улицами Дзержинского и Октябрьской в левобережной части. Общая протяженность сооружения — 1635 м. Мост имеет по три полосы движения в каждую сторону и съезды на Московский проспект.

Проект, который мы получили в результате конкурса, осуществляется в рамках Программы развития Октябрьского острова г. Калининграда к предстоящему чемпионату мира по футболу в 2018 году. Муниципальный заказчик — Комитет архитектуры и строительства администрации Кали- нинграда. Заказчик (застройщик) — МКП «Управление капитального строительства». Для того чтобы обеспечить на остров Октябрьский проезд транспорта на период проведения спортивного мероприятия мирового масштаба, а также для будущей застройки этой территории, транспортная структура острова должна серьезно развиваться. Поэтому сейчас мы активно разрабатываем варианты планировочных решений съездов с городской эстакады и въездов на нее, которые тесно увязываются с проектом планировки Октябрьского острова.

— Перепроектировать всегда сложнее, чем создавать заново. Для вашего Института это ведь не первый «подход» к данному сооружению?

— Да, впервые «Институт Гипростроймост — Санкт-Петербург» приступил к работе над этим объектом в 2006 году. Островная эстакада была тогда запроектирована в виде монолитного железобетонного экстрадозного путепровода с пролетами по 110 метров. Решение об использовании пролетного строения с пролетами по 110 метров было принято в силу сложных геологических условий на Октябрьском острове (слабые грунты, илы, сопрапели мощностью до 15–18 метров с углами внутреннего трения 5–7°) на основании технико-экономического сравнения вариантов. Строительство фундамента каждой опоры в таких условиях довольно дорогостоящая и технически сложная задача.

Однако Главгосэкспертиза г. Москвы приняла другое решение (традиционное) — сталежелезобетонная эстакада с пролетами по 42 метра, что и было реализовано генподрядчиком ОАО «УСК МОСТ». Строительство велось с многочисленными трудностями, и только сооружение фундаментов опор заняло больше года. В новом проекте ОАО «Институт Гипростроймост — Санкт-Петербург» предполагается, что к существующему мостовому переходу будет примыкать два въезда и два съезда длиной по 250 метров. Каждый из съездов в условиях сло жившийся застройки будет иметь уникальную геометрию. В силу большой кривизны съезды предполагается выполнить из монолитного преднапряженного железобетона, бетонируемого на сплошных подмостях с пролетами от 24 до 35 метров.

— Каковы сроки для выполнения этого проекта?

— Крайне сжатые — контракт мы подписали 23 декабря, а уже в марте 2014-го проект необходимо передать в Санкт-Петербургский филиал Госэкспертизы. Эстакада — наиболее важный объект, находящийся под пристальным вниманием властей города и области. От него зависит дальнейшая планировка всего острова, которую нужно согласовывать со всеми высокими инстанциями — вплоть до правительства страны. В целом развитие Октябрьского острова — это грандиозная задача, в которой есть простор для полета инженерной мысли. На этой территории будут вновь построены, а также реконструированы искусственные сооружения и набережные.

В частности, планируется возвести еще один мостовой переход через Старую и Новую Преголю — важнейший проект для всего Калининграда — Восточную эстакаду. Она свяжет Артиллерийскую улицу с островом и далее — с Муромской улицей. Это будет магистральная дорога протяженностью 7,52 км с разрешенной скоростью движения до 100 км/ч. Эстакада снизит нагрузку с прилегающей к острову улично-дорожной сети и, кроме того, обеспечит свободный доступ к стадиону. Строительство Восточной эстакады заложено в новую редакцию Федеральной целевой программы развития Калининградской области, которая должна быть принята до 2020 года.

В рамках развития транспортной инфраструктуры Октябрьского острова запланировано проектирование и строительство одного пешеходного моста (через реку Новая Преголя с продолжением через Московский проспект от Солнечного бульвара к фанзоне) и двух транспортно-пешеходных мостов (через реку Новую Преголя в створе улицы Грига и через реку Старая Преголя с выходом на ул. Аллея Смелых). Кроме того, будет производиться реконструкция исторических разводных мостов в створе Октябрьской улицы: «Высокий» — через реку Старая Преголя и «Деревянный» — через реку Новая Преголя. Эти мосты и после реконструкции будут разводными.

— Олег Георгиевич, Институт «Гипростроймост — Санкт-Петербург» являлся разрабочиком еще одного калининградского объекта — проекта рабочей документации первой очереди реконструкции Берлинского (Пальмбургского) моста. Какие были сложности в работе над проектом, есть ли особенности у этого объекта, на ваш взгляд?

— Это мостовое сооружение, запроектированное и построенное немецкими инженерами и строителями в 1938 году, являлось передовым для того времени и не устарело в настоящем. Конструкция основных русловых пролетных строений — консольно-подвесная система (консольная часть переменного сечения у опор и подвесной пролет посередине постоянного сечения) имеет эстетически привлекательный внешний вид, который технически соответствует работе конструкции.

Кроме того, хочется отметить качество работ немецких строителей (железобетонная конструкция до сих пор находится в хорошем состоянии). Проектная документация на реконструкцию Берлинского моста была выполнена специалистами ОАО «СоюздорНИИ». В качестве рекомендуемого варианта реконструкции был принят вариант со строительством нового ста-лежелезобетонного моста параллельно существующему с шагом опор, равным шагу опор существующего моста (с разбивкой на пролеты не рационально го для неразрезного пролетного строения): 3 × 23 + (36 + 64,8 + 36) + 3 × 3 × 23 + (36 + 64,8 + 36) + 3 × 23 м.

В рабочей документации были приняты решения в развитии утвержденного проекта. Рабочую документацию разрабатывал ЗАО «Институт Гипростроймост — Санкт-Петербург». В ходе разработки рабочей документации специалистами института были приняты решения по усилению основания подходной насыпи со стороны реки Старая Преголя (было забито около 4000 железобетонных свай) с устройством гибкого ростверка в силу крайне слабых грунтов основания. В рабочей документации были оптимизированы расходы металла пролетных строений. Фундаменты опор были запроектированы на забивных металлических трубах диаметром 530 мм длиной примерно 20 метров, которые в последующем были забетонированы с установкой арматурного каркаса.

— Реализовывала ваш проект компания «Спецмост», генеральная подрядная организация — ОАО «УСК Мост». Как складывалось сотрудничество?

— И с подрядчиком, и генподрядчиком работаем очень давно на строительстве многих объектов, в Калининграде — с 2007 года. Могу сказать, что ОАО «УСК Мост» — один из самых квалифицированных подрядчиков в России. Со «Спецмостом» сложились хорошие рабочие взаимоотношения. Несомненно, красивые решения получаются только в тандеме с инженерами, имеющими высокую квалификацию. В ходе строительства русловых пролетных строений 36 + 63,8 + 36 ООО «Спецмост» было предложено технически грамотное инженерное решение по технологии, которое предусматривало перевозку на плаву спаренных балок пролетного строения с последующей установкой их двумя кранами в проектные положения, что позволило отказаться от традиционного в подобных случаях способа монтажа (продольной надвижки) и осуществить монтаж с минимальными затратами на СВСиУ.

— Занимаетесь ли проектированием второй очереди Берлинского моста?

— Нет, на строительство второй очереди с разработкой рабочей документации конкурс еще не был объявлен. Берлинский мост входит в состав Северного обхода г. Калининграда, реконструкция которого есть в программе по подготовке к чемпионату мира по футболу, поэтому надеемся, что в новом 2014 году будет объявлен конкурс на проектирование и строительство. Участвовать в нем, конечно, планируем.

— Чтобы вы хотели пожелать себе и вашим коллегам в Новом году?

— Прежде всего, интересной творческой работы. Будет она — тогда и последующий отдых станет столь же запоминающимся и полезным.

 

Беседовала Людмила Алексеева

статья