Проектные разработки и реальные результаты

КНИГА О ЗСД
09/2018

АО «Институт Гипростроймост – Санкт-Петербург» – одна из ведущих организаций России по проектированию транспортных сооружений любой степени сложности – ведет свою историю с 1945 года. По проектам Института было построено более 400 мостов в различных климатических условиях России и за рубежом. Среди наиболее сложных и отличающихся своей уникальностью проектов – Большой Обуховский неразводной мост через Неву; два вантовых моста-гиганта во Владивостоке (через бухту Золотой Рог и на остров Русский
через пролив Босфор Восточный); Южный мост через реку Даугаву, ставший крупнейшим инфраструктурным объектом в Латвии; мостовое сооружение с вантовыми подвесками через реку Ишим в столице Казахстана; а также строящийся на данный момент мостовой переход через Керченский пролив. По договору с генеральным проектировщиком – АО «Институт «Стройпроект» специалисты «Института Гипростроймост – Санкт-Петербург» приняли участие и в проектировании Центрального участка Западного скоростного диаметра. Ими была создана проектная и рабочая документация, реализованы проекты производства работ. В составе проектной документации Институтом были разработаны раздел «Технологические и конструктивные решения» для моста через Петровский канал и раздел «Проект
организации строительства» – для большинства участков IV и V очереди строительства. Создание раздела «Технологические и конструктивные решения» для моста через Петровский фарватер Институт начал с определения архитектурного решения, благодаря которому мост должен был гармонично вписаться в концепцию всего комплекса сооружений новой магистрали и при этом стать самостоятельной архитектурной доминантой морского фасада Санкт-Петербурга.

По результатам решений, принятых инженерами и архитекторами, выбор был сделан в пользу вантового моста. Запоминающийся облик моста удалось реализовать в проекте за счет уникальных конструктивных особенностей сооружения, а именно: центрального расположения одиночных стоечных пилонов относительно двух пролетных строений. Благодаря данной особенности и, как следствие, большой ширине моста, ванты расходятся в трех плоскостях от пилона к уровню пролетного строения. В поперечной плоскости стоечным пилонам добавляют устойчивости боковые анкерные оттяжки, идущие от верней части пилона почти до уровня воды.

На основании утвержденной архитектурной концепции была создана трехмерная расчетная модель моста, при помощи которой выполнены статические, динамические и аэродинамические расчеты. По результатам расчетов были определены основные конструктивные решения, заложенные в проект. Все это в конечном итоге обеспечило прочность и надежность конструкции моста и, как следствие, полную безопасность его использования и эксплуатации в любых погодных условиях. Проект в дальнейшем был утвержден государственной экспертизой и по-
служил основанием для выполнения рабочей документации, которая разработана Институтом на основные конструкции и эксплуатационные
обустройства моста. Проект организации строительства, помимо конструктивных решений, определялся также исходя из возможностей строительных организаций, материалов и оборудования, используемых при строительстве, сроков строительства и прочих условий, связанных с существующей ситуацией на площадке строительства. Оптимальным решением для моста через Петровский канал стала следующая технология: укрупнительная сборка на стапеле и продольная надвижка – для боковых пролетов; встречный навесной монтаж с использованием
монтажных агрегатов и плавсистемы – для центрального вантового пролета. Рабочая документация на специальные вспомогательные сооружения и устройства была выполнена в соответствии с утвержденным государственной экспертизой разделом проектной документации «Проект организации строительства». Принятые к реализации технологические решения включали в себя все распространенные в современном строительстве способы ведения работ по сооружению фундаментов, бетонированию опор, монтажу пролетных строений и возведению подземных конструкций. Институтом были успешно реализованы и уникальные в своем роде проектные решения. В том числе, для четырех участков строительства были разработаны проекты производства работ для надвижки пролетов мостового перехода по криволинейной траектории. Разработана и внедрена технология подъема металлических балок длиной до 100 м на высоту более 20 м. Запроектирован рабочий мост вдоль всей трассы для проезда техники и подвоза людей и материалов к стройплощадке. Специалисты АО «Институт Гипростроймост – Санкт-Петербург» выполняли расчеты на каждой стадии производства работ и осуществляли инженерное сопровождение на всех этапах строительства объекта. Многолетний опыт компании и профессиональная работа высококвалифицированных специалистов позволили успешно решить возникшие при реализации проекта интересные и нестандартные задачи.

статья