…Плюс бригада анонимов

Не так давно состоялась официальная церемония открытия одного из реконструируемых сейчас Американских мостов через Обводный канал.
Несмотря на то что это как бы «промежуточное» мероприятие (реконструкция всех мостов должна быть закончена к концу этого года), на церемонии присутствовали губернатор Матвиенко, президент ОАО «Российские железные дороги» Якунин и даже иностранная гостья – министр экономического развития Испании госпожа Альварес. И вот что примечательно: Владимир Якунин довольно подробно остановился на освещении истории строительства тех, прежних, уже разобранных мостов, назвал авторов прежнего проекта мостов и расчета их конструкции, но ни словом не упомянул инженеров – авторов нового проекта. А ведь эти люди в отличие от упомянутых Якуниным исторических персон присутствовали на открытии. Разумеется, им было просто по-человечески обидно, что их имена нигде не были названы – ни в прессе, ни в выступлениях. Все возможные поверхности возле трибуны были завешены огромными баннерами «Заказчик строительства – «РЖД-строй». А кто построил-то? Кто спроектировал? Ведь это они придумали и в конечном итоге осуществили новый проект, в данном случае, кстати, довольно сильно отличающийся от старого: скучные прямолинейные решетчатые конструкции превратились в легкие арки. Но дело не только в чьих-то неудовлетворенных амбициях – проблема глубже и серьезнее. Современная практика строительства сложных инженерных сооружений типа мостов, тоннелей, крупных транспортных развязок предполагает наличие длинной цепочки организаций, так или иначе участвующих в реализации проекта. Случается, что между заказчиком и непосредственным исполнителем работ стоит еще от трех до пяти промежуточных звеньев, которые выполняют роль управляющих компаний.  В принципе ничего плохого в таком способе организации строительства нет – если бы не одно важное обстоятельство: процесс передачи заказа от подрядчика субподрядчику осуществляется непрозрачно и без четких правил. На этом уровне не проводятся тендеры, позволяющие объективно выявить будущих по-настоящему надежных исполнителей заказа. Если же заказ попадет в руки действительно компетентных проектировщиков и строителей, то, повинуясь существующим в этой схеме правилам игры, они лишены возможности заявить о себе во всеуслышание. Они не участвуют ни в каких церемониях, не выступают с трибуны, их имена не знает пресса. К чему это приводит? Отсутствие информации об авторах качественно выполненного проекта или строительства означает, что система отбора компетентных специалистов отключена и не работает. Нет механизма конкуренции, выявляющей достойных. Людей, чей опыт мог бы сыграть важную роль при принятии ответственных решений, просто не знают – в первую очередь именно те, кто эти решения принимает. В результате нет системы привлечения экспертов, которые могли бы помочь не допустить ошибку или сэкономить средства, найдя современное, надежное и недорогое решение инженерной проблемы. Иногда это приводит к печальному итогу – ведь ошибки в данной сфере могут стоить людям жизни. Таким образом получается, что простое упоминание реальных проектировщиков и строителей нужно не столько для них самих – официальное признание их роли связано с интересами страны: ведь мы все хотим, чтобы наши дороги, здания и мосты были современными, чтобы они были построены надежно, красиво и с наименьшей затратой бюджетных средств. Наша страна всегда гордилась своим интеллектуальным и творческим потенциалом, но если этот потенциал не поддерживать, рано или поздно он просто сойдет на нет. Для начала достаточно обязать заказчиков и подрядчиков озвучивать в официальных источниках информации названия организаций – исполнителей заказа. Например, чтобы, как в случаях с открытием Американских мостов, вантового моста через Неву или вантового путепровода в районе Александровской Фермы, наряду с такими организациями, как «Стройпроект» или «РЖД-строй» звучали названия «Институт Гипростроймост – Санкт-Петербург» и Мостоотряд-75. Разумеется, простое и вполне естественное упоминание в прессе не решит всех проблем, но хотя бы это небольшое изменение во взаимоотношениях заказчика работ и их непосредственных исполнителей – проектировщиков и строителей уже улучшит ситуацию. Ведь именно эти люди несут на себе бремя ответственности за результат строительства. Так пусть они разделят и вполне заслуженное бремя славы.
Елена ГЕЦОВА