Перспективы отечественного мостостроения до 2024

ДОРОГИ Инновации в строительстве №77 апрель 2019

Ю. П. ЛИПКИН,
к. т. н., председатель совета директоров АО «Институт Гипростроймост — Санкт-Петербург»;
В. Н. СМИРНОВ,
д. т. н., профессор кафедры «Мосты» Петербургского государственного университета
путей сообщения

Указом Президента России от 7 мая 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» Правительству РФ было предписано сформировать Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года и Национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги». В целом, по заявлению главы государства, за шесть лет расходы на дорожную отрасль должны быть удвоены, на эти цели следует направить более 11 трлн рублей. При том, что основная часть проектов Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры относится к сфере действия Министерства транспорта РФ, интерес представляет, в частности, конкретизация объектов мостостроения на ближайшую перспективу.

Что же предполагается строить в мостовой сфере в ближайшие шесть лет и куда, в том числе, пойдут работать выпускники кафедры «Мосты»
Петербургского университета путей сообщения? Исходя, в частности, из упомянутых директивных документов, можно предполагать несколько направлений строительства дорожно-мостовых объектов на ближайшую перспективу.
Первое — завершение к концу 2019 года строительства Крымского моста.
Второе — искусственные сооружения последних участков скоростной платной автодороги М- 11 «Москва — Санкт-Петербург», которая должна быть полностью сдана в эксплуатацию также в 2019 году.
Третье — модернизация железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона (имеется в виду реконструкция БАМа и Транссиба) при завершении работ в 2023 году с реконструкцией более 350 искусственных сооружений. При этом также обсуждается проект сооружения 6-километрового моста на Сахалин через пролив Невельского, что предполагает строительство железнодорожной линии Селихин — Ныш протяженностью 585,3 км.
Четвертое — объекты Северного широтного хода, со строительством совмещенных мостов через реки Обь (между Салехардом и Лабытнанги) и Надым длиной соответственно 2,4 и 1,3 км. В целом длина новой железной дороги составит около 700 км.
Пятое — перспективное сооружение ВСМ (высокоскоростной железнодорожной магистрали) Москва — Нижний Новгород — Казань — Екатеринбург, предполагающей следование пассажирских поездов со скоростью до 400 км/ч. Строительство, которое займет 8–10 лет, может начаться в 2019 году. На линии предполагается 53 больших и 78 средних мостов, 49 протяженных эстакад, 150 путепроводов. Для финан-
сирования этого капиталоемкого мегапроекта предполагается создание консорциума инвесторов, в том числе иностранных. К важнейшим региональным стройкам можно отнести мостовые сооружения Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД) в Подмосковье.
В Северной столице намечается построить Широтную магистраль с мостом через Неву в створе улиц Фаянсовая — Зольная, а также обсуждается проект Кольцевой железной дороги вокруг Санкт- Петербурга. Перспективным направлением для отечественного мостостроения можно считать строительство комплекса сооружений на обходе Владивостока с висячим мостом и выходом на остров Русский.
Давно обсуждается проект моста через Лену в районе Якутска. Как дальнейшую перспективу развития северо-восточных территорий можно рассматривать и переход через Берингов пролив.

статья