От первого технадзора к будущим генподрядам

Известно, что при проектировании и строительстве современных инженерных сооружений важное место занимает технический надзор, включающий в себя систематическую проверку соответствия объёма и качества проведения работ, стоимости методов и используемых технологий — согласно утверждённым проектам. Также известно, что в России выполняемые строительно-монтажные работы зачастую не соответствуют нормам и правилам, стандартам и другим нормативно-правовым документам. Часто затягиваются сроки сдачи объектов. О причинах этого мы беседуем с генеральным директором ЗАО «Гипростроймост Санкт-Петербург» Игорем Евгеньевичем Колюшевым.
— Игорь Евгеньевич, являются ли, на ваш взгляд, подобные нарушения ре­зультатом недоработок тех, кто осу­ществляет технический надзор за строящимися обье ктоми?— Если сравнивать технический надзор в России и за рубежом, в Европе, нап­ример, то, по сути, это разные направ­ления. Безусловно, у зарубежных кол­лег есть чему поучиться, и, прежде все­го, — структурированности тех процессов и мероприятий, которые яв­ляются составляющей технического надзора. Это принятие своевремен­ных, подчас оперативных, мер в слу­чае нарушений, а также дальнейший строгий и, подчеркиваю, профессио­нальный контроль по устранению вы­явленных дефектов. В случае необхо­димости не исключен и быстрый пе­ресмотр проектной документации. Но за рубежом чрезвычайно упрощена процедура работы с документами: нет такого количества бумаг, как это наб­людается у нас, нет стольких много­численных инстанций, затягивающих сроки сдачи объектов в эксплуатацию. В России, к сожалению, технический надзор слишком бюрократизирован. Это тормозит строительство. А ведь для того, чтобы строить экономично, нужно строить быстро! Кроме того, технический надзор час­то осуществляют люди, не имеющие необходимой квалификации. А ведь здесь нужны высококлассные специа­листы, способные принимать грамот­ные решения на месте и вовремя, спо­собные не допустить необоснованно­го увеличения сметной стоимости строительства. Важно досконально разбираться в первичной исполни- тельной технической документации, чтобы в процессе выявления тех или иных дефектов при производстве ра­бот, вносить необходимые изменения. — Основными направлениями дея­тельности вашего института являются проектирование мостов, тоннелей, путепроводов из железобетона и ме­талла, разработка разнообразных методов монтажа конструкций, про­ектирование строительных техноло­гий, проведение экспертизы сущест­вующих сооружений и т. д. При этом осуществлялся авторский надзор. Насколько часто вами проводятся работы, связанные именно с техническим надзором? — Раньше подобные работы велись в незначительном объеме. Но ситуация постепенно меняется. Наш институт осуществлял инженерно-технический надзор за сооружением вантовой части неразводного моста через Не­ву. На этом объекте мы являлись не только единственным проектировщи­ком конструкции, но и разработчи­ком технологии монтажа. Что касает­ся заимствованного опыта в проведе­нии технического надзора, то очень многому мы научились у финских кол­лег. Несколько лет назад с нашим участием было спроектировано шесть мостов через канал, соединяю­щий систему озер в Финляндии, и один мост через реку Тунтсайоки. Ес­ли происходили какие-то отклонения от проекта, финские инженеры-рези­денты принимали на себя решения всех необходимых технических задач. К сожалению, при проведении технического надзора у нас резиденты, призванные осуществлять техничес­кий контроль, во многом дублируют функции подрядчиков. Такая двойная работа вряд ли эффективна. Специалистами нашего института осу­ществляется вариантное проектирова­ние с применением современных компьютерных технологий, проводится очень тщательный авторский надзор, что позволяет быстро анализировать изменяющиеся условия на строитель­ном рынке. Но эти же условия диктуют нам и иные перспективы. На сегодняш­ний день мы вполне способны прово­дить роботы, связанные с инженерно-техническим надзором. Неоднократно при участии специалистов нашего инс­титута разрабатывались технические нормы в области мостостроения, в том числе и по контролю качества строи­тельства. Сейчас мы делаем первые шаги для того, чтобы со временем инс­титут стал участвовать в генподряде по технадзору. На сегодняшний день в нашем институте трудятся 150 квали­фицированных специалистов, проекти­ровщиков. Планируется увеличение численности до 180 человек. Для того, чтобы добиться права на осуществле­ние технического надзора, необходи­мо пройти конкурсный отбор и заклю­чить договор с заказчиком. Ток, фирма «Амальгама — МТСФ» выиграла тен­дер по техническому надзору зо стро­ительством южного участка кольцевой автомобильной дороги вокруг Санкт-Петербурга на участке от Московско­го шоссе до Таллиннского шоссе (учас­ток от автодороги «Россия» до автодо­роги «Нарва»). Заключен контракт, определяющий обязанности заказчи­ка и подрядчика. На данном объекте мы выполняем субподрядные работы, заключающиеся в проведении техни­ческого нодзора за строительством искусственных сооружений. Сформи­рована команда инженеров-резиден­тов, работающих на вверенном им учостке круглосуточно — сменяя один другого. — Вас можно поздравить! Какие конк­ретно работы подлежат вашему тех­ническому контролю? — К мостовым работам, элементам, конструкциям, подлежащим контро­лю, относятся: подготовительные ра­боты, основания и фундаменты опор, пролетные строения, надфундамент-ные части опор, сопряжения с на­сыпью, укрепительные роботы и лест­ничные сходы, мостовое полотно, ре-гуляцион н ые сооружен ия, ограждения и, наконец, системы во­доотвода. Резиденты осуществляют проверку документации, проектов производства робот, проводят входной контроль материалов, готовых конструкций и изделий, контроль со­ответствия объемов выполняемых строительно-монтажных работ объе­мам, заложенным в проектной доку­ментации и нормативным докумен­там и т. д. Технический надзор не должен сводиться к функциям работы отдела качества: это сможет сделать и подрядчик. Мы собираемся изме­нить существующую систему надзо­ра. Важно, чтобы не «вымывались» технические функции, что периоди­чески и происходит! В надзор прихо­дят работать люди из строительных организаций и оказываются как бы «по ту сторону баррикады». У нас же есть возможность подготовки квали­фицированных специалистов именно по техническому надзору. — Нет сомнений в том, что институт «Гипростроймост Санкт-Петербург» ждет успех на этом новом для него направлении, ведь у института есть главная составляющая этого успе­ха — высококвалифицированные спе­циалисты. — Я уверен, что выполнение субпод­рядных работ по проведению техни­ческого нодзора за искусственными сооружениями на строительстве юж­ного участка КАД вокруг Санкт-Петербурга станет своеобразным трамплином на пути к будущим генподрядам.
Мир дорог, 24 Cентября 2006г.