Преодолевая горизонты

АО «Институт Гипростроймост – Санкт-Петербург» стали авторами решений по реконструкции мостового перехода через канал Княжегубской ГЭС на автомагистрали «Кола»

Проектировщики одного из ведущих отечественных разработчиков мостов, тоннелей и других сооружений на транспортных сетях АО «Институт Гипростроймост Санкт-Петербург» стали авторами решений по реконструкции мостового перехода через канал Княжегубской ГЭС

Не каждому по плечу

Проекты, выполненные АО «Институт Гипростроймост — Санкт-Петербург», отличают нестандартные решения и индивидуальные подходы к исполнению. При этом здесь нередко берутся за задачи, которые далеко не всем коллегам под силу и по масштабам, и по сложности. В период работы над проектом применяются решения, в том числе инновационные, которые нередко становятся новым словом в отечественном транспортном строительстве. Результатом этого являются экономически эффективные и архитектурно красивые сооружения.

— Именно так и движется прогресс, — говорит технический директор АО «Институт Гипростроймост — Санкт-Петербург» Игорь Колюшев. — Учимся мы, учатся у нас.


Игорь Колюшев

Сегодня главное направление приложения сил — работа над созданием уникального транспортного перехода через Керченский пролив, где институт выступает генеральным проектировщиком. А в активе реализованных проектов — сотни объектов от Калининграда до Владивостока, а также за пределами России (ЛатвияТуркменистан). К примеру, мост на остров Русский, соединяющий его с Владивостоком, стал одним из крупнейших вантовых мостов в мире, центральный пролет которого длиной 1104 метра стал рекордным в мировой практике мостостроения. У этого моста и самый высокий пилон, и самые длинные ванты.

Один из последних объектов, сданных в эксплуатацию, — транспортная развязка на пересечении Пулковского шоссе и Дунайского проспекта в Санкт-Петербурге. Вместе с подрядчиком ЗАО «Пилон» удалось построить еще одну визитную карточку города: со стороны главного въезда в Санкт-Петербург из аэропорта въезжающих встречают пилоны (их восемь штук) и строгие «ворота», облицованные гранитом.

На реконструкции мостового перехода через канал Княжегубской ГЭСпроектировщики применили эффективно зарекомендовавший себя метод надвижки пролетных строений. Кроме того, проектные решения включают изменения схемы движения автотранспорта на подъездах к мосту, что позволит улучшить безопасность водителей и пешеходов.

«Кольское» измерение

— Для нас этот объект на «Коле» не является масштабным, но здесь есть свои сложности, — говорит главный инженер проекта АО «Институт Гипростроймост — Санкт-Петербург» Антон Кулешов. — Для работы по скальным грунтам мы предложили технологию устройства свай с обсадной трубой. Вначале труба вибропогружателем заводится на возможную глубину, а затем специальная установка со скальным буром заводит ее на предусмотренный уровень. Затем сама труба остается, в нее бетонируется мостовая свая. Кстати, подобную технологию мы уже применяли именно на «Коле» при реконструкции моста через реку Ковда в Мурманской области (1077 км).

Антон Кулешов

Мост через канал и сам канал — искусственные инженерные сооружения, где существуют определенные требования к охранной зоне и технологиям строительства. Все опоры стоят на берегу, но при этом приходится учитывать возможность аварийного сброса воды на ГЭС. Кроме того, проектные работы усложнялись необходимостью нового строительства подъездов к мосту.

— Автодорога на этом участке извилистая, имеет шесть углов поворота, не соответствует нормативу и по продольному профилю, и по обеспечению видимости, — пояснил нам ранее представитель заказчика — начальник отдела развития и ремонта автомобильных дорог ФКУ Упрдор «Кола» Дмитрий Джос. — Кроме того, габарит моста не обеспечивает безопасный пропуск автомобильного транспорта и пешеходов. Поэтому на этапе проектирования было принято решение о строительстве нового моста и нового прилегающего к нему участка автодороги.

По словам главного инженера проекта, наряду с непредсказуемостью скального грунта сложности вызвала проработка улучшения подъездных путей. Дело в том, что автотрасса проходит по поселку Зеленоборский, где любое изменение ее профиля затрагивает интересы частных собственников. Результатом поиска эффективных и компромиссных решений стал проект дороги, которая пройдет по оси полосы отвода линии электропередач, а саму ЛЭПвыносят за пределы населенного пункта. Так как ось автотрассы сместилась, пришлось внести в проект строительство нового моста через ручей и демонтаж старого.

— В результате спрямления дороги скорость движения повысится, в том числе за счет дополнительной полосы при движении транспорта на подъем, — подчеркивает Антон Кулешов. — Ввиду того, что автотрасса проходит по населенному пункту, она будет освещена. Кроме того, мы сделали расчеты о влиянии шума на окружающую застройку и определили места установки шумозащитных экранов.

Опыт ценен приумножением

Сегодня на реконструкции мостового перехода через канал Княжегубской ГЭС АО «Институт Гипростроймост — Санкт-Петербург» осуществляет авторский надзор за реализацией проекта. Подготовкой рабочей документации занимается петрозаводская проектная организация ООО «Геолайн», а генеральным подрядчиком строительства является ООО «Технострой».

— Мы находимся в постоянном взаимодействии как с коллегами и строителями, так и с заказчиком — ФКУ Упрдор «Кола», — продолжает Антон Кулешов. — По ходу реализации проекта возникают проблемы и вопросы, которые оперативно решаем.

По словам технического директора АО «Институт Гипростроймост — Санкт-Петербург» Игоря Колюшева, выполнение проекта мостового перехода через канал Княжегубской ГЭС стало еще одним опытом работы института в районах Крайнего Севера. А история реализованных задач в Карелии и Мурманской области пополнилась еще одной страницей. Пожалуй, наиболее сложным и масштабным проектом в этой части России можно назвать мост через Кольский залив, обеспечивающий автомобильную связь Мурманска с западными районами Мурманской области, а также Норвегией и Финляндией. Это самый длинный из мостов, сооруженных за Полярным кругом. Он уникален и по трудности строительства: сложное дно залива, постоянные отливы-приливы с перепадом уровня воды до четырех метров…

Задачи, решаемые сотрудниками АО «Институт Гипростроймост — Санкт-Петербург», свидетельствуют, что компания накопила богатый опыт высокотехнологичного проектирования транспортных сооружений. К 50-летию своего основания, которое будет отмечаться в следующем году, институт вступает с ростом масштаба и географии параллельно выполняемых проектов, опирающемся на оптимальное распределение трудовых ресурсов, а также тесное взаимодействие как обособленных подразделений, так и множества внешних подрядчиков.

НАША СПРАВКА

Реконструкция мостового перехода через канал Княжегубской ГЭС на км 1106+380 автомобильной дороги Р-21 «Кола» Санкт-Петербург — Мурманск включает в себя следующие виды работ:

1. Строительство нового моста через канал Княжегубской ГЭС (длина моста — 347 м, ширина — 16 м, две полосы движения по 4 м и тротуары по 1,5 м с каждой стороны).

2. Ремонт действующего моста.

3. Разборка старого аварийного моста.

4. Строительство 10-метрового моста через ручей (ручей протекает в верхней части подъема со стороны Мурманска).

Кроме того, запланированы строительство подъездов к мосту, установка двух гофрированных водопропускных труб, перенос линии электропередач, перенос линий водоснабжения и канализации, благоустройство (наружное освещение мостового перехода, устройство акустических противошумовых экранов, озеленение территории).

Общая стоимость выполняемых работ — 1,425 млрд. рублей.

Согласно контракту, реконструкция проводится с июня 2017-го по ноябрь 2019 года.

читать статью