Обход Хабаровска: точка зрения проектировщика

Олег Скорик, директор по проектированию
АО «Институт Гипростроймост — Санкт-Петербург

Институт накопил богатый опыт высокотехнологичного проектирования транспортных сооружений в самых
разных регионах страны, в том числе в Дальневосточном федеральном округе. В числе построенных и строящихся по нашим проектам объектов — мост через бухту Золотой Рог во Владивостоке, Керченский мост, ЦКАД в Московской области.

По обходу Хабаровска институт выступает генеральным проектировщиком рабочей документации — ключевого документа на этапе строительства — и выполняет авторский надзор за ее применением. На текущий момент по проекту выполнены инженерно-геодезические и геологические изыскания.
Все технологические решения учитывают климатические условия Хабаровского края, ландшафтные особенности отведенной под строительство территории, ее сейсмическую активность. Также учитывается воздействие на окружающую среду, которое в данном проекте сведено к минимуму.

Общая протяженность дороги составит 26,8 км. Проезжая часть шириной 15 м, 4 полосы движения и (впервые в регионе) максимальная разрешенная скорость 120 км/ч позволят пропускать до 25 тыс. автомобилей в сутки. Дорога пройдет через пять транспортных развязок, 24 моста и путепровода. На различных участках будут установлены пять пунктов взимания платы барьерного типа. По словам генерального директора ООО «РКК» Павла Овчинникова, завершить строительство обхода запланировано к концу 2020 года. Возможные варианты организации проезда и распространения электронных средств регистрации автотранспорта сейчас разрабатываются в сотрудничестве с одним из лидеров профильного рынка — ООО «Автодор — Платные Дороги» (дочерняя структура Госкомпании «Автодор»). «Мы заинтересованы в том, чтобы жители и гости Хабаровского края могли пользоваться новой автомагистралью с максимальным комфортом», — заверяет Игорь Овчинников. 14 ноября был дан официальный старт началу строительства. «Реализация проекта позволит повысить безопасность движения транзитного автотранспорта, улучшить транспортную и экономическую ситуацию в городе и крае в целом, обеспечить возможности дальнейшего перспективного развития экономики Хабаровского края и юга Дальнего Востока», — выступая на торжественной церемонии, подчеркнул заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Дмитрий Прончатов.

О. Г. СКОРИК, директор по проектированию;
В.В. Подсадник, комплексный ГИП
АО «Институт Гипростроймост — Санкт-Петербург»

Осенью 2017 года началась практическая реализация амбициозного дальневосточного проекта — строительство трассы «Обход г. Хабаровска км 13 — км 42». В связи с этим событием 14 ноября была торжественно открыта символическая стела на пересечении Матвеевского шоссе и автомобильной дороги Р-297 «Амур». Подготовка к строительству началась еще в сентябре. Тогда подрядчики, готовя площадку, вырубали деревья на секциях №2 и №6 и снимали растительный слой. И сегодня там уже идет подготовка к переустройству инженерных коммуникаций, ведется отсыпка насыпи земляного полотна.

Строительство автомагистрали повлечет за собой расширение уже существующих и открытие дополнительных возможностей для инвесторов на территориях опережающего развития, концентрирующихся вокруг Хабаровска, где строятся новые предприятия. Генеральный проектировщик АО «Институт Гипростроймост — Санкт- Петербург» был выбран РКК по результатам закрытого конкурса в рамках концессионного соглашения. Мы разрабатываем рабочую документацию с оптимизацией проектных решений. Проектную документацию подготавливал Институт «Стройпроект» в 2014 – 2015 гг. и получил положительное заключение Государственной экспертизы.

Работа над реализацией проекта началась с определения очередности выполнения строительно-монтажных работ и, соответственно, разработке рабочей документации. Анализируя такие параметры, как транспортная доступность, наличие инженерных коммуникаций и окружающей застройки, залесенности и прочих факторов совместно с концессионером, автомобильную дорогу решили разделить на 13 секций строительства. В качестве первоочередных были выделены секции №2 (основной ход трассы длиной 1,6 км, включая участок пункта приема платы), №6 (транспортная развязка №3) и №10 (транспортная развязка №5). Общие сроки разработки РД должны составить всего 18 месяцев из расчета своевременного обеспечения строителей рабочей документацией, включая выполнение инженерно-геологических, инженерно-геодезических и ги- дрометеорологических изысканий.

Обход проектируется как платная автомобильная дорога с целью вывода грузового и транзитного движения за городскую черту. В административном отношении проходит по территории Хабаровска и Хабаровского района.

В пределах проектируемого участка предусматривается устройство:

  • 24 искусственных сооружений (сборные железобетонные — 22 шт., монолитные железобетонные — 1 шт., сталежелезобетонные —1 шт.), в том числе трех мостов через водотоки;
  • пяти транспортных развязок;
  • 11 участков пересекаемых и примыкающих дорог;
  • участка пересекаемой лыжной трассы;
  • пяти пунктов сбора платы.

Длина основного хода автомобильной дороги — 27 114 м, техническая категория — IБ, число полос движения — 4, расчетная скорость — 120 км/ч.

Проектирование системы взимания платы выполняется с учетом особенностей дальневосточного региона. Пункты оплаты предусмотрены в равной степени для леворульных и праворульных автомобилей. Безопасность движения будет обеспечиваться проектируемой автоматической системой управления дорожным движением (АСУДД).

Дорога стратегического значения «Обход Хабаровска» будет введена в эксплуатацию уже через три года. Связав три федеральные трассы, магистраль освободит город от транзитного транспорта, который сейчас проходит через центр краевой столицы и существенно перегружает ее улично-дорожную сеть. Из-за того, что основная часть большегрузных автомобилей вскоре будет проезжать по новой магистрали, внутренние дороги Хабаровска к тому же будут разрушаться значительно меньше. Заодно, благодаря появлению новых развязок, улучшится транспортное сообщение в целом. Проект, реализуемый по схеме государственно-частного партнерства, получил часть финансирования из федерального бюджета, так как власти Хабаровского края выиграли конкурс, в котором участвовали шесть регионов. 25% от стоимости строительства — частные привлеченные средства. Соглашение предусматривает, что инвесторы будут в течение 12 лет эксплуатировать магистраль на платной основе. После истечения концессионного соглашения эксплуатация дороги перейдет в ведение правительства Хабаровского края.

Важно также напомнить, что в перспективе развития региона планируется создание автомобильного пропуска в Китай на Большом Уссурийском острове. Именно обход Хабаровска позволит сформировать дорожную сеть для реализации этой идеи.

статья